«Перестройка» в народном образовании Нижнего Тагила

Публикации
20 июня 2023 г. 5:00

К середине 1980-х годов остро встал вопрос о необходимости изменения системы образования в стране. Массовый охват всеобучем, высокие показатели успеваемости скрывали низкий уровень подготовки, отсутствие кадров и финансовых ресурсов. Передовой педагогический опыт отдельных сильных педколлективов, педагогов-энтузиастов, разработавших новаторские методики обучения и воспитания, не получили массового распространения и не могли существенно повлиять на общую ситуацию в школьном образовании. Потенциал советской образовательной системы был практически исчерпан, а бюрократизм, унификация и предельная идеологизация превратили школу в оторванное от жизни учреждение.

Постановление Верховного Совета СССР от 12 апреля 1984 года «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы».12 апреля 1984 года Верховным Советом СССР принято постановление «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы».

Реформа была направлена на усовершенствование структуры образования, существенное повышение качества общеобразовательной, трудовой и профессиональной подготовки учащихся, более широкое применение активных форм, методов, технических средств обучения, осуществление принципов единства обучения и воспитания, тесной связи семьи, школы и общественности.

Изменения в системе народного образования в первую очередь касались структуры общего среднего и профессионального образования.

Средняя школа должна была стать 12-летней. Обучение детей предполагалось начинать с 6 лет, переход на обучение детей с 6-летнего возраста должен был осуществляться постепенно, начиная с 1986 года. Допускалось, что на первом этапе в школу будут поступать и  7-летние дети. Обучение шестилеток должно проводиться по единой программе, как для школы, так и для воспитанников подготовительных групп в детских садах.

Ученики начальных классов в одном из кабинетов школы № 44. 1 сентября 1986 г. (НТГИА. Ф.674.Оп.1.Д.124.Л.4)   Ученики начальных классов  в одном из кабинетов школы № 44. 1 сентября 1986 г. (НТГИА. Ф.674.Оп.1.Д.124.Л.4)

Структура общего среднего образования выглядела следующим образом:

- начальная школа – I-IV классы,

- неполная средняя – V-IX классы,

- средняя общеобразовательная и профессиональная школа состояла из: X-XI классов, средних профессионально-технических училищ (СПТУ) и средних специальных учебных заведений (ССУЗ).

Различные типы профессионально-технических учебных заведений реорганизовывались в единый тип учебного заведения – «Среднее профессионально-техническое училище».

Претворить реформу в жизнь планировалось в ближайшие одну-две пятилетки.

Старт реформе в Нижнем Тагиле был дан на совместном совещании педагогических работников школ, дошкольных, внешкольных учреждений и представителей общественности города по вопросу улучшения постановки учебно-воспитательного процесса в свете «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы» в августе 1984 года.

На начало 1984-1985 учебного года Нижнем Тагиле имелось 60 общеобразовательных школ, в которых обучалось 45994 ребенка.

Группа педагогов в первом компьютерном кабинете в городе Нижний Тагил - в средней школе № 18; среди присутствующих 1-я слева Шалагинова Г.А. 1988 г. (НТГИА. Ф.657.Оп.1.Д.55)   Сеть учебных заведений изменялась, появлялись новые дошкольные и внешкольные учреждения, учебные заведения, учебно-профессиональные комбинаты.

Решением Нижнетагильского горисполкома от 03 июля 1985 года № 179 открыто Нижнетагильское педагогическое училище № 2 для подготовки кадров по специальности «Дошкольное воспитание».

В июле 1985 года была закрыта вечерняя школа № 4 Дзержинского района.

В 1985-1986 учебном году средняя школа № 55 переехала в новое здание, открылись два филиала станции юных техников в Ленинском районе.

Для эффективного решения задач по укреплению связки «школа-семья», повышению педагогической культуры семьи и подготовке учащихся к семейной жизни в школе № 8 создан первый в области кабинет семьи, введен новый предмет «Этика и психология семейной жизни».

Летом 1986 года школа № 25 (поселок Старатель) получила пристрой к учебному корпусу на 685 мест, мастерские, столовую, стрелковый тир.

В соответствии с решением исполнительного комитета Нижнетагильского городского Совета народных депутатов от 27 мая 1987 года № 195 средней школе № 65 был передан жилой дом по улице Джамбула, 54 для обустройства в нем блока по обучению детей 6-летнего возраста.

Решением Свердловского облисполкома от 30 июня 1988 года № 251 средняя школа № 60 реорганизована в школу-интернат для умственно отсталых детей, детский дом № 1 в детский городок смешанного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Нижнем Тагиле открыты средние школы № 30 и № 60.

К 1988-1989 учебному году в городе функционировали: 204 дошкольных учреждений, одна начальная школа, 50 средних общеобразовательных, 7 восьмилетних и 8 вечерних (сменных) школ, 2 общеобразовательных школы-интерната и 4 вспомогательных, 1 детский городок для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 5 УПК, 18 ПТУ и 11 внешкольных учреждений.

01 сентября 1989 года школа-новостройка № 69 распахнула свои двери детям. В мае 1990 года открылась школа-интернат № 16 для умственно-отсталых детей. Приказом начальника горУНО от 29 апреля 1990 года закрыта вечерняя средняя школа № 25.

 Первого сентября 1991 года в Дзержинском районе города приняла первых учеников физико-математическая школа № 51.

Школа – это всегда что-то новое

В целях реализации задач, поставленных образовательной реформой в Нижнем Тагиле были организованы классы для обучения детей с шестилетнего возраста. По состоянию на 12 мая 1986 года в детских садах № 28, 42, 60, 197, школах № 19, 25, 57, 90 Ленинского района обучалось 157 детей. В 1986-1987 учебном году в школах и детских садах города с шести лет пошли в школу 754 ребенка, в 1987-1988 уч. году – 595 детей.

Одна из основных задач реформы - повышение качества знаний учащихся по отдельным предметам, направлениям. С этой целью регулярно организовывались курсы повышения квалификации учителей-предметников, создавались кабинеты, оборудованные специально для изучения определенного предмета.

С первого сентября 1987 года на базе ряда школ были открыты седьмые классы с углубленным изучением некоторых предметов:

- математики – школы № 6, 9, 18, 50;

- истории – школы № 1, 86;

- географии – школа № 80;

- физики – школа № 61.

В целях методического обеспечения углубленного преподавания математики и руководства внешкольной работой учащихся по этому предмету  при отделе народного образования Нижнетагильского горисполкома организован координационно-методический совет, на который были возложены следующие функции: подготовка семинаров, районных и городских математических олимпиад, разработка методических материалов для математических классов и внеклассной работы с учащимися (приказ заведующего гороно от 26 октября 1987 года № 133а). 

Для большей заинтересованности в получении новых знаний учениками, в городе было организовано проведение олимпиад. Так в 1985-1986 учебном году состоялись городские олимпиады по математике, химии и биологии, в которых участвовали 875 человек. Победитель математической олимпиады, восьмиклассник Станислав Волков (школа № 32), также занял первое место на областной олимпиаде. Со временем олимпиадное движение значительно расширилось. В 1989-1990 учебном году состоялось 5 городских олимпиад на знание русского и иностранного языков, математики, информатики и по техническому труду. Тагильские учащиеся также приняли участие в областных олимпиадах, проходивших в новом очно-заочном формате, проверивших знания ребят сразу по нескольким предметам: по биологии, химии, физике, математике. Тагильские школьники – победители областных олимпиад: Оля Гуцалюк (школа № 50), Юра Белоус (школа № 9), Алеша Зайцев (школа № 61), стали участниками Всероссийской олимпиады, а Зайцев А. и Всесоюзной. В 1990-1991 году было проведено уже 10 олимпиад по следующим предметам: русский, французский, немецкий, английский языки, математика, химия, информатика, физика, черчение, технический труд, в которых приняли участие более 1400 школьников. Четверо юных тагильчан стали победителями в областных предметных олимпиадах: Е. Куклева (школа № 64), И. Аввакумов (школа № 5), К. Новоселов (школа № 39), С. Денисов (школа № 18).

С 01 сентября 1985 года во всех учебных заведениях города в учебную программу был введен новый предмет «Основы информатики и вычислительной техники». На базе Нижнетагильского филиала УПИ и Нижнетагильского педагогического института прошли курсовую подготовку 93 педагога. Школы начали закупать микрокалькуляторы и вычислительную технику.

Так в средней школе № 9 были закуплены специализированное настольное управляющее и вычислительное устройство «Электроника Д3-28» и микрокалькуляторы «Электроника МК-44» и «Электроника МК-45», на которых школьники начали осваивать компьютерную грамотность.

Специализированное настольное управляющее и вычислительное устройство «Электроника Д3-28»   Микрокалькулятор «Электроника МК-44»

Начиная с сентября 1986 года к изучению нового предмета приступили учащиеся 10-х классов, а учащиеся девятых классов начали изучать информатику со второго полугодия 1986-1987 учебного года.  

В связи со слабой материально-технической базой для изучения нового предмета, все школы были прикреплены к определенному специализированному кабинету электронно-вычислительной техники:

Кабинеты электронно-вычислительной техники на базе

Школы

Нижнетагильский государственный педагогический институт

 

 

4, 7, 8, 13, 35, 36, 38, 39, 41, 55, 61, 70, 86, 87, детский дом (школа № 17)

Школа № 9

 

 

9

ПО «Уралхимпласт»

 

 

2

Нижнетагильский металлургический комбинат им. В.И. Ленина

 

 

3, 5, 6, 12, 24, 40, 42, 45, 49, 50, 58, 65, 72, 80, 85, шк.-интернат № 1

школа № 25

 

 

25, 32, 44, 60, 64, 68

школа № 18

 

 

1, 10, 18, 19, 23, 33, 50, 71

Отделение проектно-конструкторского бюро АСУ

 

 

48, 90

 

Однако, на практике все сложилось не совсем так, как планировалось. В сентябре 1987 года учащиеся 9-х классов школ № 45, 65, 17, школы –интерната № 1 и учащиеся 10-х классов школы № 17 начали изучать курс информатики на базе Нижнетагильского педагогического института. К концу 1987-1988 учебного года 100% учащихся 9-10 классов осваивали курс электронно-вычислительной техники (ЭВТ) на школьных компьютерах.

В феврале 1991 года на основании договора с редакцией научно-популярного физико-математического журнала «Квант» и по инициативе ведущих методистов, учителей, ученых СССР в Нижнем Тагиле проведена математико-физико-компьютерная зимняя школа для одаренных учеников. 

Также для лучшего усвоения материала в некоторых школах вводились экспериментальные программы организации обучения и воспитания.

Так в 1988-1989 учебном году в школах № 19 и № 68 были введены 35-минутные уроки. В 1989 году в две школы № 20 и № 25 начали работать по экспериментальным программам, направленным на объединение образовательного и воспитательного процессов в школе и во внешкольных учреждениях (дворцах пионеров, квартальных клубах, кружках по интересам и т.д.): двадцатая - «Школа полного дня с разновозрастными отрядами по месту жительства», двадцать пятая – «Социально-педагогический комплекс». В октябре 1990 года средняя школа № 25 в экспериментальном порядке переведена на 5-дневную учебную неделю.

 Для облегчения поступления в высшие учебные заведения в 1989 году в Нижнем Тагиле впервые введены совмещенные приемно-выпускные письменные экзамены по литературе и математике для желающих поступить в Уральский политехнический институт им. С.М. Кирова. Позже, подобная форма экзаменов была введена для поступления в Нижнетагильский государственный педагогический институт.

В марте 1990 года в вечерней школе № 5, в порядке эксперимента, организована группа из граждан немецкого происхождения для обучения немецкому языку.

Многие тагильские ученики проявляли свои способности не только по отдельным предметам, но и в целом «на отлично» осваивали школьную программу, за что отмечались специальной наградой.  По итогам 1985-1986 учебного года золотой медалью «За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение» награждены выпускники школ: И.В. Золотова (школа № 55), А.В. Кириллов (школа № 86), О.Н. Лизогубова (школа № 61), И.В. Попова (школа № 18), С.В. Тараканов (школа № 60), Т.В. Щукина (школа № 9).

По окончании 1986-1987 учебного года серебряной медалью «За успехи в учении, труде и за примерное поведение» награждены 35 выпускников тагильских школ. Приказом Начальника управления народного образования Нижнетагильского горисполкома от 14 июня 1991 года № 94 шестьдесят шесть выпускников средних общеобразовательных школ были удостоены серебряной медали.

Во исполнения закона о всеобуче в тагильских общеобразовательных школах начали открываться специальные классы для детей с задержкой психического развития (приказ Свердловского облоно от 07 сентября 1984 года). Первоначально в городе было сформировано 10 спецклассов в восьми школах: № 8, 12, 13, 19,  33, 38, 80, 85,  На столь сложную работу назначены педагоги: Т. Зудова, Т.В. Пузырева, Е.Н. Нежданова и А.С. Хабарова, Г.А. Соложнина, Г.В. Деминова, А.Ф. Дудина, Л.А. Шамсутдинова, Н.Б. Какоулина, А.Ф. Удовиченко, О.Е. Конакова, Е.И. Петухова, Х.Г. Карпова, Н.А. Астафьева, С.Г. Исаева.

В дальнейшем такие классы открывались регулярно.  Так в 1986 году создано 13 классов, в 1988 - 12, в 1989 - 10, в 1990 -  20, в 1991 году - 22 класса. По состоянию на 10 мая 1991 года в Нижнем Тагиле работали 29 классов выравнивания для детей с задержкой психического развития.

С сентября 1991 года на базе школы-интерната № 1 начал свою деятельность Учебно-воспитательный центр реабилитационной направленности.

Учиться никогда не поздно 

Не были забыты и те учащиеся, которые в силу обстоятельств должны были совмещать трудовую деятельность и получение общего среднего образования. С целью максимального приближения мест обучения работающей молодежи к производству приказом заведующего Нижнетагильским гороно с 01 сентября 1985 года при вечерней школе № 19 открылись два учебно-консультационных пункта:

- жилищно-строительные отряды – 16 заочных групп на 299 обучающихся,

- Северный поселок - 14 заочных групп на 217 человек.

В целях реализации основных направлений образовательной реформы с 1985-1986 учебного года в двух школах города: вечерней /сменной школе № 8 Ленинского района и средней школе № 18, введена экстернатная форма обучения для работающей молодежи, получающей общее среднее образование.

Во исполнение совместного приказа Министерства просвещения СССР и Министерства внутренних дел СССР от 01 июля 1986 года № 129/152 в следственном изоляторе № 3 на базе вечерней/сменной № 28 при учреждении УЩ 349/12 начал работать учебно-консультационный пункт для осужденных в исправительно-трудовых колониях и тюрьмах с 01 октября 1986 года.

В целях развития форм непрерывного образования взрослых в ноябре 1989 года в вечерней школе № 5 были открыты два педагогических класса, а также факультативы: домоводство, работа с тканью, русский язык (для лиц слабо владеющих русским языком).

В здоровом теле – здоровый дух

Большое внимание уделялось здоровью учащихся, их физическому воспитанию.

В 1982-1985 годах в рамках Всероссийского смотра-конкурса в Свердловской области был проведен областной смотр-конкурс по укреплению школьных спортивных баз под девизом: «Каждой школе – комплексную спортивную площадку». По итогам конкурса город Нижний Тагил занял 2-е место и награжден денежной премией в размере 2000 рублей для дальнейшее развитие школьной спортивной инфраструктуры.

В соответствии с приказом заведующего отделом народного образования при Нижнетагильском горисполкоме от 28 февраля 1985 года в школах с продленным днем обучения и общеобразовательных школах с углубленным процессом учебно-тренировочных занятий во внеурочное время открылись специализированные классы по различным видам спорта. В общеобразовательных школах продолжили открываться спортивные классы, формирование которых было поручено спортивным клубам города. Так спортивным клубом «Спутник» были сформированы спецклассы: по лыжным гонкам и легкой атлетике (школа № 8), скоростному бегу на коньках и хоккею с шайбой (школа № 87), плаванию (школа № 61). При школе № 45 СК «Тагилстрой» организовал спецкласс по плаванию. Для организации учебно-тренировочного процесса во внеучебное время на 1987-1988 годы в школе № 45 в параллели 5-х классов открыт дополнительный класс по плаванию, в школе № 86 в параллели 4-х классов был создан спорткласс по плаванию. В 1988 году в 45 школе добавился четвертый спецкласс по баскетболу и гимнастике, в 87 школе по плаванию (4 класс). На 1990-1991 учебный год в школе № 86 открылся спецкласс по плаванию, в восьмой школе – по гимнастике, в 64-й школе класс по футболу.

Во исполнение решения Свердловского облисполкома от 24 февраля 1986 года № 46 к началу 1988 года в Нижнем Тагиле начали работу три физкультурно-оздоровительных клуба по месту жительства: «Олимпиец» (ВМЗ) «Прометей» (ПО «Уралвагонзавод»), «Юный строитель» (трест «Тагилстрой»).

В феврале 1991 года утвержден устав спортивного комплекса «Юность» - внешкольного учреждения, в котором дети и подростки могли развивать свои способности в различных видах спорта.

В городе постоянно проводились военно-спортивные игры, такие как «Орленок», «Зарница», соревнования «Старты надежд», игры на призы клубов «Кожаный мяч», «Золотая шайба», месячники здоровья, а также лыжные гонки, легкоатлетические кроссы, соревнования по спортивному ориентированию, волейболу и др.

Выбор профессии – путевка в жизнь 

Особое внимание было уделено профессиональной подготовке школьников. Создана новая материально-техническая база трудового воспитания и профессиональной подготовки (учебные цеха, участки, отдельные ученические рабочие места) непосредственно на базовых предприятиях.

В ходе реализации школьной реформы в 1984 году на Нижнетагильском металлургическом комбинате, котельно-радиаторном заводе и медико-инструментальном заводе были созданы ученические рабочие места.

С сентября 1984 года начали трудовое обучение 200 учащихся 8-х классов в учебно-производственном комбинате НТМК, 330 десятиклассников трудились на специально созданных 190 рабочих местах в цехах предприятия. Для более эффективного и разностороннего трудового обучения школьников в УПК были открыты три новых профиля: строительство, лаборанты химанализа и секретари-машинистки. В семи цехах КРЗ на 50 рабочих местах овладевали навыками по 10 специальностям ученики 8-х классов школы № 39. Двадцать шесть восьмиклассников средней школы № 18 были заняты в слесарно-сборочными работами в цехах Нижнетагильского медико-инструментального завода.

16 мая 1985 года Нижнетагильский горисполком утвердил производственный план-задание для базовых предприятий по организации производительного труда учащихся общеобразовательных школ. Согласно этому плану на промышленных предприятиях города должны быть организованы школьные заводы, учебные цеха, участки, мастерские, где подрастающее поколение начало бы свой трудовой путь. Так в межшкольном цехе Нижнетагильского металлургического комбината юные мастера учились изготавливать наборы инструментов для ручного труда в детских садах и для школьных мастерских, на ПО «Уралвагонзавод» мебель для дошкольных учреждений и наборы слесарных инструментов, на Нижнетагильской швейной фабрике всевозможные швейные изделия, на работах в тресте «Востокшахтопроходка» занимались цветоводством, овощеводством и т.д.    

С целью исполнения реформы в 1986-1987 учебном году во всех средних общеобразовательных учреждениях города введен общественно-полезный, производительный труд школьников. В школах организовывались специальные кабинеты домоводства, открывались мастерские.

Летом 1986 года в Горноуральском и Шумихиском совхозах открылись два лагеря труда и отдыха, где, в течение летних каникул, старшеклассники могли совмещать отдых и трудовую деятельность.

В рамках профессионально-трудового воспитания учащихся приказом начальника городского отдела народного образования от 21 апреля 1987 года организована Тагильская юношеская геологическая партия городской станции юных туристов количестве 28 школьников, которая в середине июня выехала на полевые работы на поиски редкометального оруднения по вторичным ореолам рассеивания в Вишневогорском щелочном комплексе. Результаты работ юных геологов были использованы в оценке перспектив района на редкометальное оруднение.

С сентября 1987 года в 7-х классах всех школ города введен новый курс «Основы производства. Выбор профессии». С октября учащиеся 7 классов Тагилстроевского района начали трудовое обучение в УПК строительного профиля. В соответствии с письмом Министерства просвещения от 20 марта 1987 года с 01 сентября 1987 года в Ленинском районе города открылся межшкольный учебный комбинат № 2.

Одной из новых форм организации производительного труда на базе мастерских стали ученические кооперативы и творческие коллективы, работающие при Центре научно-технического творчества молодежи.  К 1990 году работали пять таких кооперативов – в школах № 4, 31, 36, Дзержинском Дворце пионеров и Детском городке, в которых было задействовано 70 учащихся. Они производили швейные изделия, мягкую игрушку, вымпелы, календари.  Действовало 15 творческих коллективов в которых были заняты 330 девочек, учившихся в 7-9 классах.

С целью удовлетворения интересов и запросов школьников к 1991 году на базе городского компьютерного центра и Нижнетагильского филиала УПИ дополнительно организовано профильное обучение учащихся 10-11 классов по профессии оператор ЭВМ, на базе УПК № 2 Ленинского района и Нижнетагильского педагогического института организован педагогический профиль. Основы строительного дела, желающие могли изучить в СПТУ № 135, с швейным делом в мастерских школ № 3, 12,40,45,58,59,80, учебно-производственные мастерские также действовали в СОШ № 25.  В 1991 году в средней общеобразовательной школе № 45 открыт класс строительного профиля.

По состоянию на 29 мая 1990 года перечень профессий для трудового обучения учащихся в УПК города включал 25 наименований специальностей. Решением Нижнетагильского горисполкома от 28 февраля 1991 года на 1991-1992 год открыта дополнительные профили в учебно-производственных комбинатах города:

- в УПК Дзержинского района – юридический,

- в УПК Тагилстроевского района – народные промыслы (художественная роспись по металлу и дереву, художественная лепка) и конструктор-дизайнер-чертежник.

Тагильские школьники, окончившие неполную среднюю школу и не пожелавшие идти в 10 класс, могли продолжить свое образование и параллельно получить  профессию в средних специальных учебных заведениях города: Уральском училище прикладного искусства, Нижнетагильских педагогических училищах № 1, № 2, Нижнетагильском машиностроительном техникуме, Индустриально-педагогическом техникуме, Нижнетагильском медицинском училище, Нижнетагильском строительном техникуме, Нижнетагильском музыкальном училище, средних профессионально-технических училищах № 14, 31, 36, 38, 49, 56, 59, 89, 93, 100, 104, 126, 135 и др.

Учащиеся дошкольного отделения на уроке труда. 1985 г. (НТГИА. Коллекция фотодокументов.Оп.1П.Д.816)   Спортивный зал педагогического училища. 1991 г. (НТГИА. Коллекция фотодокументов.Оп.1П.Д.824)

В целях совершенствования совместной профориентационной работы, трудового обучения и воспитания учащихся, развития общественно полезного производительного труда, в свете требований основных направлений образовательной реформы с октября 1984 года все городские школы были закреплены за профессионально-техническими училищами, например: школы № 23, 22, 48, 54 за СПТУ № 56, школы № 6, 25, 42, 64, 80, 85 за СПТУ № 39. В июле 1986 года Нижнетагильская школа-интернат № 1 закреплена за СПТУ № 36, Нижнетагильский детский дом за СПТУ № 36, 89, 104 города Нижний Тагил и двумя свердловскими техническими училищами № 46 и 122.

Приказами заведующего Нижнетагильским городским отделом народного образования от 23 октября 1985 года были определены базовые школы и детские дошкольные учреждения для прохождения практики студентами педагогического училища. В школах будущие педагоги практиковались по следующим направлениям:

- наблюдательная пробная практика,

- по внеучебной воспитательной работе,

- практика старших пионерских вожатых,

- преддипломная практика,

- первые дни ребенка в школе.

Высшее образование молодежь города получала в Нижнетагильском государственном педагогическом институте и Нижнетагильском филиале Уральского политехнического института.

Процесс обучения и воспитания подрастающего поколения не ограничивался только школой. В Нижнем Тагиле действовало множество внешкольных учреждений. Это городской и районные Дворцы пионеров, станции юных туристов, техников, натуралистов, спортивные детско-юношеские школы олимпийского резерва, музыкальные и художественные школы. Дети занимались в различных кружках и дворовых клубах, где развивали свои способности в пении и танцах, осваивали авиа- и судомоделирование, изучали природу, культуру, флору и фауну родного края и многое другое.

Учитель – это звучит гордо! 

Главной фигурой в любой школе является учитель, наставник, который учит детей не только школьным, но и жизненным премудростям. Хороший наставник может найти подход к каждому ребёнку, увлечь своим предметом, научить уважать своих одноклассников. Учитель каждый день, открывает перед своими учениками новые горизонты, вкладывает новые знания.

По состоянию на 16 октября 1985 года в тагильских школах (всеобуча, ВСШ, детский дом № 1 (школа № 17), школа-интернат № 1) работали 2430 учителей, на начало 1986 года числилось 2558 педагогов, к сентябрю 1987 года – 2559 учителей, в 1988 году – 2583 учителя, к сентябрю 1989 года их численность возросла до 3416 человек. На октябрь 1991 года в школах числилось 2893 учителя.

За свой титанический труд педагоги Нижнего Тагила неоднократно отмечались высокими правительственными наградами.

В июне 1984 годы внесено изменение в статут ордена Трудовой Славы, в соответствии с которым награда могла вручаться педагогам. Впервые орденом Трудовой Славы III степени тагильские учителя были награждены в 1986 году, это: Сороков Николай Петрович – старший преподаватель ДЮСШ № 1 и Меньшикова Елена Михайловна – учитель истории средней общеобразовательной школы № 60.

Э.И. Закревская, начальник управления образования Дзержинского района города Нижний Тагил. (Портрет). 2003 г. (НТГИА. Коллекция фотодокументов.Оп.1НЦ.Д.912)В 1986 году орден Трудового Красного Знамени был вручен Цейтлину Матвею Шепельмовичу (Дзержинский Дворец пионеров) и Ельниковой Лилии Михайловне (школа № 85). Орден Октябрьской революции - Бабушкиной Ольге Юрьевне (ОВВР), Орден Дружбы Народов – Закревской Элеоноре Иосифовне (школа № 86) и Рюгер Ирине Александровне.

В 1985-1989 годах Премией им. Н.К. Крупской были отмечены: Ельникова Л.М. (школа № 85), Макарова Г.И. (школа № 25), Лаврова Г.Д. (школа № 44).

В 1986 году медаль «За трудовую доблесть» была вручена двум педагогам: Лужинской В.В. (школа № 10) и Ивановой И.А. (школа № 25), медаль «За трудовое отличие» - Миловзоровой АМ. (школа № 35).

Почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» в 1984-1991 годы было присвоено 17 педагогам города: Верник Л.С., Ворониной В.В., Деминой А.Н., Карасевой Г.С., Командирову Д.П., Курцман Н.А., Мосуновой Л.К., Носовой А.А., Миловзорову А.Д., Морозовой Г.И., Петуховой Г.А., Преображенской В.В., Рахмановой Т.В., Семеновой Л.П., Толстоброву К.Г., Ческидовой А.А., Шалагиновой Г.А.

Постановление Бюро Нижнетагильского горкома и Исполкома горсовета № 17 от 13 июня 1986 г. "О представлении к почетному званию "Заслуженный учитель школы РСФСР" тов. Носовой Анны Александровны (НТГИА. Ф.144.Оп.1.Д.527.Л.1)   Грамота о присвоении почетного звания «Заслуженный учитель школы РСФСР», выданная Шалагиновой Г.А. 1989 г. (НТГИА. Ф.657.Оп.1.Д.16.Л.3)   А.М. Миловзорова, учитель начальных классов школы № 43. г. Нижний Тагил (Портрет). 2 октября 2009 г. (НТГИА. Коллекция фотодокументов.Оп.2ЦП.Д.70)

За особые успехи в коммунистическом воспитании подрастающего поколения Лаврова Галина Даниловна - учитель начальных классов средней школы № 44, Народный учитель СССР, занесена в Книгу Почета мастеров педагогического труда (постановление Коллегии Свердловского облоно и Президиума обкома профсоюза работников просвещения от 30 октября 1987 года № 18/1-11).

За время осуществления образовательной реформы в Нижнем Тагиле отдел народного образования реорганизован в Управление народного образования горисполкома, ликвидированы городской и районные методические кабинеты, создан городской учебно-методический центр. Объединены в одну систему дошкольные и внешкольные учреждения, школы и училища профтехобразования. 

На волне демократических преобразований в стране, поменялся и стиль взаимоотношений городского управления народного образования с подведомственными учреждениями. За основу был взят принцип делегирования части прав нижестоящим организациям, с повышением на этой основе их самостоятельности в организации учебно-воспитательного процесса, юридической и финансовой деятельности с одновременным усилением ответственности за результаты работы.

В январе 1989 года на конференции тагильских педагогических работников избран городской Совет. В школах и СПТУ проводились выборы директоров учреждений.

Приняты и реализовывались программы: «Здоровье», направленная на сохранение здоровья учителей, «Семья», «Кадры», «Жилье», организован педагогический всебуч населения, охвативший большую часть родителей учащихся, проводились дни семейного отдыха и дни подростка, конференции отцов и др. Введена новая форма повышения качества учебно-воспитательного процесса – открытый урок. Началось повышение заработной платы учителям.

Однако, не все что планировалось, получилось. Несогласованность действий руководства и исполнителей на местах, слабая материально-техническая база, экономические и политические изменения, вызвавшие структурный кризис в стране не позволили достичь всех поставленных целей школьной реформы.

Лаврова Виолетта Евгеньевна,
Ведущий архивист МКУ «Нижнетагильский городской исторический архив»

При любом воспроизведении информации ссылка на сайт обязательна


 

Новости
26 апреля 2024 г. 8:25
Состоялось заседание методического совета
В этот день...
26 апреля 2024 г. 5:00
В этот день 26 апреля 1944 года
В этот день...
23 апреля 2024 г. 5:00
В этот день 23 апреля 1949 года
В этот день...
15 апреля 2024 г. 5:00
В этот день 15 апреля 1949 года
В этот день...
13 апреля 2024 г. 5:00
В этот день 13 апреля 1944 года
В этот день...
7 апреля 2024 г. 5:00
В этот день 7 апреля 1959 года
В этот день...
6 апреля 2024 г. 11:47
В этот день 6 апреля 1844 года
В этот день...
1 апреля 2024 г. 10:58
В этот день 1 апреля 1939 года
В этот день...
30 марта 2024 г. 5:00
В этот день 30 марта 1924 года
Выставки
9 марта 2024 г. 11:21
Женщина в труде