«Мастерству учиться – всегда пригодится!» (о трудовом воспитании в советской школе)

Публикации
11 сентября 2023 г. 4:10

В первое послевоенное десятилетие в народном образовании все внимание было сконцентрировано на восстановлении образовательного процесса: строились новые общеобразовательные школы, готовились молодые педагогические кадры (особый акцент делался на подготовке учителей-предметников, преподавателях русского языка и литературы, математики, физики, химии, географии, иностранных языков и др.), открывались школы рабочей молодежи.

 Особое место отводилось заботе о здоровье школьников. В школах открывались буфеты, организовывалось горячее питание учащихся. Были введены обязательные уроки физкультуры, на которых дети готовились к сдаче норм БГТО и школьным спартакиадам по различным видам спорта: баскетбол, волейбол, легкая атлетика и другие.

Во время пребывания в летних пионерских лагерях программа отдыха детей также была направлена на их развитие и сохранение здоровья. Организовывались туристические походы, экскурсии, проводились спортивные и игровые мероприятия.

Трудовое воспитание школьников совмещалось с экологическим образованием.

В письме Свердловского областного городского отделения Всероссийского общества охраны природы, направленного в Нижнетагильский городской исполнительный комитет и городской отдел народного образования в январе 1950 года, говорилось: «С целью воспитания молодежи в духе понимания ими роли человека, как преобразователя природы и организации молодежи на выявление местных природных ресурсов, т.е. всего, что необходимо сохранить в природе и взять у природы для развития сельского  и лесного хозяйства и промышленности Советского Союза при школах и детских домах организовать ячейки Юношеской секции Всероссийского общества охраны природы…». Предлагалось проводить «День птиц», недели леса и сада, создать секции минералогии, лекарственных трав, цветоводства и овощеводства. При подготовке ко «Дню птиц» ученики мастерили скворечники и развешивали их по деревьям в местах гнездования перелетных птиц. В рамках проведения «Недели леса» школьники участвовали в организации постов охраны зеленых насаждений при школах. Юные цветоводы и овощеводы, высаживали плодово-ягодные и декоративные растения, занимались сбором семян на опытно-пришкольных участках, в парках и на улицах города, участвовали в конкурсе на лучшего мичуринца-преобразователя природы и так далее.

К 1953 году практические занятия на учебно-опытных участках стали неотъемлемой частью школьного курса биологии, которые проводились по разработанному учебно-производственному плану. С 1954 года в пятых классах введен один дополнительный час в неделю для проведения практических работ на пришкольных участках.

Пионеры отряда «Зеленая полянка» летнего городского пионерского лагеря «Лесной ручеек» при школе № 37 Дзержинского района города Нижний Тагил в время работы на учебно-опытном участке. Июнь 1965 г. (Коллекция фотодокументов.Оп.1ФА.Д.82.Л.15)Школьники, отдыхающие в загородном пионерском лагере «Лесной ручеек» во время полевых работ.  1972 г. (Коллекция фотодокументов. К-1.Оп.1ФА.Д.90.Л.28)

К середине 1950-х годов опытно-пришкольные участки стали основной базой для ознакомления учащихся с элементами сельскохозяйственного производства, так как они располагались рядом с образовательными учреждениями, где, практически круглогодично, без отрыва от основной учебы, могли получать необходимые знания в области растениеводства, овощеводства, цветоводства, как младшие, так и старшие школьники.

В октябре 1952 года состоялся XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза, на котором была принята директива № 4 «В области дальнейшего роста материальном благосостояния, здравоохранения и культурного уровня народа», где в пятом пункте говорилось: «… В целях дальнейшего повышения социалистического воспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению…».

В соответствии с этой директивой в 1953-1954 учебном году в средних общеобразовательных школах началось введение политехнического обучения. При поддержке шефствующих предприятий в школах города начали создаваться мастерские, оборудованные столярными, токарными и слесарными станками, кабинеты машиноведения, и электротехники, являющиеся базой для проведения уроков ручного труда, практических занятий и различных практикумов.Плакат "Мастерству учиться - всегда пригодится!". Автор С. Низова. 1957 г.

Выполняя решения XIX съезда КПСС в части подготовки и осуществления всеобщего среднего политехнического образования в Нижнем Тагиле за два учебных года было вновь открыто и реорганизовано 22 средних и семилетних школы. В 14 школах созданы политехнические мастерские и рабочие комнаты, оборудованы учебные кабинеты, явившиеся начальной базой внедрения элементов политехнического образования. В рамках внедрения новых методов обучения в школе № 5 Тагилстроевского района на уроках физики, химии, биологии и черчения учителями сделан акцент на изучении наиболее общих технологических процессов промышленного и сельскохозяйственного производства, освещению достижений науки и техники и применения законов физики, химии, биологии и черчения в промышленности и сельском хозяйстве.  Средние школы Тагилстроевского района (№ 2, 5, 56) и № 6 Сталинского района приступили к проведению производственной практики учащихся 8-10 классов.

В феврале 1955 года состоялся очередной, двадцатый съезд партии. В директиве съезда о повышении материального и культурного уровня жизни народа, сказано: «… Развивать политехническое обучение в общеобразовательной школе, обеспечив ознакомление учащихся с важнейшими отраслями современного промышленного и сельскохозяйственного производства. Обеспечить тесную связь обучения с общественно-полезным трудом, воспитывать у подрастающего поколения коммунистическое отношение к труду…».

В соответствии с директивами съезда о политехнизации школ и на основании указаний Министерства РСФСР решением Нижнетагильского горисполкома от 28 июня 1956 года ряд городских средних общеобразовательных учебных заведений были переведены на новый учебный план: в Ленинском районе – 3 школы (№ 23, 33, 34), Сталинском – 4 (№ 6, 18, 32, 60), Дзержинском – 3 школы (7, 9, 70), Тагилстроевском - 3 школы (2, 5, 42) и одна сельская школа (№ 50). Для обеспечения полноценного политехнического образования предприятиям, шефствующим над школами (Заводу им. Сталина, Тресту «Тагилстрой», НТМЗ, КХЗ, ВЖР, руднику им. III интернационала, Николо-Павловской МТС) было предложено, в первую очередь, создать условия для прохождения производственной практики школьниками, а также оказать помощь в оборудовании мастерских и учебных кабинетов.

Приказом Свердловского областного отдела народного образования от 23 сентября 1957 года № 178/д в производственную полугодовую программу воспитанников 8-10 классов Нижнетагильского детского дома № 1 введено обучение столярному, слесарному токарному и швейному делу.

В этом же учебном году на базе семи школ города (№ 1, 2, 34, 50, 56, 61, 101) были организованы межшкольные учебные мастерские.

На основании решения Коллегии Министерства просвещения РСФСР решением Исполнительного комитета Свердловского областного совета от 30 декабря 1957 года ряд школ области перевели на опытную работу по осуществлению связи обучения с производительным трудом учащихся. Для внедрения нового опыта в Нижнем Тагиле была выбрана средняя школа № 9. В соответствии с решением облисполкома половина времени учебного года в 9-10 классах выделялась для обучения детей в школе, вторая половина - для производственного обучения и производительного труда.  В связи с нововведениями срок обучения для учащихся 10-х классов увеличился на один год, а для учащихся девятых классов на два года сверх установленного десятилетнего срока обучения. По окончании школы выпускники получали не только аттестат зрелости, но квалификационное удостоверение по одной из рабочих специальностей. Базовым предприятием для производственного обучения избран Уральский вагоностроительный завод им. И.В. Сталина Средне -Уральского Совнархоза.

Решением Нижнетагильского горисполкома от 26 августа 1958 года на опытную работу были дополнительно переведены девятые классы в школах:

- № 9 на базе Уралвагонзавода (один класс);

- № 49 на базе предприятий треста «Тагистрой» (два класса);

- № 2 на базе завода «Пластмасс» (один класс);

- № 6 на базе коксохимцеха НТМК (один класс).

Также в 1958-1959 учебном году на новый план переведены еще 7 городских школ (№ 1, 4, 39, 48, 56, 68, 86) и школа № 4 Пригородного района. Приказом Нижнетагильского городского отдела народного образования от 26 сентября 1958 года в школах-интернатах № 1 и № 2, средних школах № 2 и № 49 разрешено ведение уроков домоводства для девочек.Плакат "Научусь!". Автор Г. Шубина.1957 г.

Выполняя директивы ХХ съезда с середины 1950-х годов, учащиеся и студенты регулярно выезжали на уборочные работы в колхозы и подсобные хозяйства предприятий, оказывая сельскохозяйственным предприятиям ощутимую помощь. Так учащиеся 8-9 классов Нижнетагильской средней школы № 2 в течение сентября 1956 года работали на уборке урожая в совхозе № 2 ОРСа Нижнетагильского металлургического завода. За время пребывания в совхозе они собрали картофель на площади в 93 гектара, турнепса – 2 гектара, помогли погрузить и вывезти 916,3 тонны картофеля.

С целью практического ознакомления учащихся с важнейшими отраслями сельского хозяйства и оказания трудовой помощи сельскохозяйственным предприятия летом 1957 года к летним работам в полях были привлечены ученики 26 школ (3630 учащихся). Практика проходила в совхозах «Тагил», № 1 и №2 Управления рабочего снабжения Нижнетагильского металлургического комбината (УРСа НТМК), колхозе «Победа», подсобных хозяйствах № 2, 3 и «Ватиха» Уралвагонзавода и др. Силами учащихся было обработано 450 гектар садов и полевых участков, на которых были посеяны: кукуруза, картофель, свекла, морковь, томаты, капуста, и заработано 29861 рубль. Но было исключение – ученики средних школ № 49, 56 и 66 отработали бесплатно. Наиболее распространенной организационной формой стали комсомольско-молодежные трудовые лагеря, в которых трудились учащиеся школ № 5, 6, 23 и других.

В преддверии XXXIX годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции школы Нижнего Тагила приняли активное участие в благоустройстве городских и промышленных территорий.

По поручению Нижнетагильского городского комитета КПСС ученики 8-9 классов средних школ № 6 и № 32 участвовали в земляных работах на строительстве пекококсовой батареи, выполнив их на сумму более 20 тысяч рублей, учащиеся 8-9 классов средней школы № 60 благоустраивали театральную площадь.

По инициативе и под руководством школьного комитета комсомола юные строители средней школы № 2 оказали помощь в проведении штукатурных, малярных, земляных и электромонтажных работах в новом здании родной школы.

Учащиеся средней школы № 10 участвовали в штукатурных работах на строительстве новых жилых домов.

Больше всех отличилась средняя школа № 9. По инициативе учебного комитета и школьного комитета ВЛКСМ в учреждении был создан свой «строительный комбинат», силами которого вокруг школы была возведена новая изгородь.

В следующем году работа по благоустройству города продолжилась. Учащиеся средних школ № 23, 28, 67, 69 и др. приняли активное участие в очистке и озеленении парков, скверов и улиц Нижнего Тагила.Учащиеся Нижнетагильской средней школы № 58 на субботнике по уборке территории. Май 1963 г. (Коллекция фотодокументов. Оп.1Н1.Д.2629)

Для обеспечения нужд медицинской промышленности лекарственным сырьем для выработки медикаментов и населения продовольствием, в летне-осенний период учащиеся школ, техникумов, вузов помогали собирать лекарственные травы, грибы, лесные ягоды и орехи.

С целью оказания помощи металлургическим производствам города и области, проводились месячники по сбору лома черных металлов, во время которых среди городских учебных заведений проводились социалистические соревнования. Деньги за собранный лом и сданный в приемные пункты Вторчермета, перечислялись на расчетные счета школ и могли быть использованы на культурные нужды учебных заведений.

Так же с целью сохранения лесных насаждений, в Нижнем Тагиле постоянно проходили массовые сборы макулатуры, в которых участвовали и школьники.

Для большей заинтересованности школьников в производительном и сельскохозяйственном труде регулярно проводились городские и областные выставки технических достижений учащихся, школьные сельскохозяйственные выставки, слеты юных опытников сельского хозяйства и юных кукурузоводов, выставки урожая пришкольных участков.

В марте 1959 года состоялся Первый областной слет передовиков школьных производственных бригад учащихся Свердловской области «Учиться жить и работать по-коммунистически» ударно потрудившихся в 1958 году. Нижний Тагил на слете представляла делегация из 35 активистов от 14 учебных заведений города. Ученики средних школ № 2, 49, 56 и 60 были представлены к награждению грамотами.

24 декабря 1958 года Верховный Совет Союза Советских социалистических республик принял Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».

В первой статье закона говорилось: «Главной задачей советской школы является подготовка учащихся к жизни, общественно полезному труду, дальнейшее повышение уровня общего и политехнического образования, подготовка образованных людей, хорошо знающих основы наук, воспитание молодежи в духе глубокого уважения к принципам социалистического общества, в духе идей коммунизма. Ведущим началом обучения и воспитания в средней школе должна стать тесная связь обучения с трудом, с практикой коммунистического строительства…».

В соответствии с законом «всеобще-обязательное семилетнее образования» было изменено на «всеобще-обязательное восьмилетнее образование».

Появился новый тип учебных заведений: средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением, в которой лица, окончившие восьмилетнюю школу, получали в течение 3 лет среднее образование и профессиональную подготовку для работы в одной из отраслей народного хозяйства или культуры.

Во исполнение нового Закона об образовании приказом Министра просвещения РСФСР № 138 от 19 мая 1959 года были утверждены учебные планы и программы.

В соответствии с данными планами в школьную программу 1-5-х классов восьмилетней школы вводились новые предметы: трудовое обучение и общественно-полезный труд. Уроки труда с первого по четвертый класс проводились два часа в неделю, в пятом классе - 3 часа. Общественно-полезным трудом школьники начинали заниматься с третьего класса по два часа в неделю. Для пятых классов была введена двухнедельная учебно-производственная практика по три часа в день, которая могла проходить в учебных мастерских, на опытно-учебном участке, колхозах, совхозах, подсобных хозяйствах и других.

Для 6-7-х классов были введены обязательные практические занятия в учебных мастерских по два часа в неделю, для 8-10-х классов новым учебным предметом явились «Основы производства». Восьмиклассники осваивали новые знания по три часа, самые старшие школьники по четыре часа в неделю. По окончании учебного года вводилась производственная практика. Ученики шестых классов должны были работать по три часа в течение шести рабочих дней на пришкольных участках или в пригородном хозяйстве. Учащиеся восьмых классов проходили учебно-производственную практику в течение 24 рабочих дней, трудясь по 3 часа в день на сельскохозяйственных предприятиях. По окончании девяти классов, школьники-горожане направлялись на промышленные предприятия, где по три часа в день в течение 24 рабочих дней учились работать.

Для обучения учеников десятых классов практической езде на автомобиле планом предусматривалось 10 учебных часов сверх школьной программы.

Для учащихся средних трудовых политехнических школ с производственным обучением (9-11 классы) вводились обязательные предметы: «Основы промышленного производства» и «Производственное (теоретическое и практическое) обучение производительному труду».

Во исполнение Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» Свердловским областным отделом народного образования была начата реорганизация сети школ области.

Приказом Свердловского ОБЛОНО от 11 июня 1959 года № 113-д девятые классы пяти средних школ Нижнего Тагила с 1959-1960 учебного года были переведены на новый опытный учебный план:

- № 5, № 64 – на базе Нижнетагильского металлургического комбината;

- № 70 – на базе Уралвагонзавода;

- № 60 – на базе Госшвейфабрики, Мебельной фабрики и Треста столовых;

- № 108 – на базе завода «Уралец».

К началу 1960-1961 учебного года десять тагильских школ с производственным обучением готовили ребят по следующим специальностям:

 - оператор цементно-шиферного производства, машинисты (шк. № 2);

- слесари-сантехники, продавцы промышленных и продовольственных товаров (шк. № 5);

 - токари-универсалы, воспитатели детских садов (шк. № 9);Плакат "Не жди, чтобы добрый дядя за тебя...". Автор. С. Низовая. 1957 г.

- старшие пионерские вожатые, автослесари (шк. № 18);

- электрослесари, портные (шк. № 49);

- электрослесари, маляры, автослесари (шк. № 55);

- столяры, мастера по ремонту электроаппаратуры, продавцы, швеи (шк. № 60);

- слесари-электрики, повара (щк. № 64);

 - фрезеровщики, модельщики, швеи (шк. № 70);

- автослесари (шк. № 108).

К концу 1950-х годов программа отдыха в пионерских лагерях также претерпела изменения. Вводились элементы самообслуживания – дежурство в столовой, уборка в спальном корпусе. Дети привлекались к благоустройству территории: помогали высаживать цветы на территории лагеря, ухаживать за ними, поливать. Вместе с вожатыми участвовали в сборе грибов и ягод, заготовке лекарственных трав. Для учащихся старших классов организовывались отдельные трудовые смены. 

Изменения в системе школьного образования в 1950-е годы, были направлены на восстановление трудовых ресурсов, утраченных страной во время Великой Отечественной войны.

Однако, резкий перекос в сторону профессионального образования в школе привел к ухудшению усвоения школьниками общеобразовательных предметов и снижению уровня подготовки учащихся для продолжения обучения в вузах. Практика показала, что в области политехнизации средней школы были допущены серьезные просчеты, что, в последствие, повлекло за собой отказ от обязательного производительного труда в школе и возвращению к 10-летнему образованию.

 

Ведущий архивист
МКУ «Нижнетагильский городской
исторический архив»                                                                                                   В.Е. Лаврова


При любом воспроизведении информации ссылка на сайт обязательна

Новости
26 апреля 2024 г. 8:25
Состоялось заседание методического совета
В этот день...
26 апреля 2024 г. 5:00
В этот день 26 апреля 1944 года
В этот день...
23 апреля 2024 г. 5:00
В этот день 23 апреля 1949 года
В этот день...
15 апреля 2024 г. 5:00
В этот день 15 апреля 1949 года
В этот день...
13 апреля 2024 г. 5:00
В этот день 13 апреля 1944 года
В этот день...
7 апреля 2024 г. 5:00
В этот день 7 апреля 1959 года
В этот день...
6 апреля 2024 г. 11:47
В этот день 6 апреля 1844 года
В этот день...
1 апреля 2024 г. 10:58
В этот день 1 апреля 1939 года
В этот день...
30 марта 2024 г. 5:00
В этот день 30 марта 1924 года
Выставки
9 марта 2024 г. 11:21
Женщина в труде